В номерах 5 и 6 журнала «Дружба народов» опубликован мой роман «Евангелиди». Некоторые из первых читателей, особенно почему-то женщины, читательницы, в своих частных суждениях сразу отозвались о моем герое как о человеке безнравственном (при этом простодушно отождествляя его с автором и глядя на меня холодными глазами). Выслушиваю. Терплю. Что сказать?.. Скажу, что даже Господь наш Иисус Христос, с точки зрения иудеев, придерживавшихся своей традиционной морали, считался человеком безнравственным (чего стоит одно только «Иди и больше не греши», опровергающее весь иудейский ригоризм!)… Еще скажу, что в новейшие времена если не сама мораль, то литературный язык суждений о нравственных коллизиях, их оценки меняются довольно очевидно, и тексты Бунина, Набокова, Бродского (других вспомните сами) в этом смысле сильно отличаются от текстов писателей Х1Х века. И это не просто состоявшийся факт, но тенденция, направление движения… Ну, и в заключение вспомню, что еще Александр Сергеевич Пушкин (он всегда – наше всё) восклицал: «Господи Суси! Какое дело поэту до добродетели и порока? Разве их одна поэтическая сторона»… Не знаю, можно ли проверить гармонию алгеброй, но моралью – точно нельзя… «Поэтическая сторона» - не есть ли всегда привлекавшее художника столкновение, непримиримое противоречие между любовью (или нелюбовью) и бытующей моралью? Причем в этом столкновении, в этом конфликте художник, поэт всегда был на стороне Любви (заглавная буква не обязательна)... В размышлениях об этом спокойно отнесемся к поспешным и поверхностным суждениям… Литература не есть школа нравственности… но что-то совершенно другое.
Роман также размещен здесь на сайте levtimofeev.ru.